Центр развития ребенка Пифагорус

Программы дисциплин

Наши программы – авторские разработки учителей, являющиеся результатом новаторского творческого поиска по трем направлениям:

  • глубокое исследования области своей основной дисциплины;
  • установление междисциплинарного синтеза методом дополнения и раскрытия знания основной дисциплины, привлечение глубинной информации из других научных направлений;
  • поиск наилучших путей передачи знания детям, разработка методики для их освоения.

Принципы формирования программ:

Годовые программы дисциплин создаются на основе единой ведущей идеи при сохранении индивидуального творческого ее воплощения каждым учителем.

Основная тема этого года - «Законы Космоса - законы эволюционного развития жизни Природы и человека». Дети познакомятся с правилами, по которым живет и развивается Природа, включающая в себя человека как часть целого, и причинами необходимости согласовывать свою жизнь с жизнью Космоса. Универсальные законы Природы можно найти в любой области знаний, но наиболее ярко и основательно они раскрываются в математике, музыке и искусстве мышления (философии) – фундаментальных дисциплинах "Пифагоруса". Важно донести до ребенка осознание своей ответственности за свою жизнь, жизнь планеты и всей Вселенной, научить творчески подходить к решению любой жизненной задачи.

Математика

Математика для детей 7-10 лет не сводится лишь к умению считать и применять арифметические операции в текстовых задачах, хотя эти навыки необходимы. Математика выражается в красоте форм, построенных по законам упорядоченности, пропорции и симметрии. Создание таких форм на наших занятиях помогает ребенку естественно перейти к более высокому уровню мышления – абстрактному.

Занятия имеют характер математического исследования, развивающего воображение, ясность и точность мышления, обучающего быть организованным и сосредоточенным. Решая задачу различными способами, находя необычные пути решения, ребенок учится лучше решать и жизненные задачи.

В основу занятий по математике заложены следующие принципы:

  • изучение универсальных математических законов Вселенной;
  • открытие взаимосвязей между математикой и другими областями знаний (междисциплинарный синтез);
  • от рукотворчества – к мыслетворчеству;
  • красота форм как результат творческого применения математических законов.

Наши занятия математикой позволяют младшим школьникам:

  • открывать и понимать законы математики и математические закономерности окружающего мира;
  • учиться думать, задавать вопросы, самостоятельно формулировать свои мысли;
  • изучать вопросы математики, выходящие за рамки школьного понимания этого предмета;
  • формировать начальную математическую культуру;
  • развивать пространственное, абстрактное мышление, воображение и творческие способности.

Математика (дошкольники)

С детьми дошкольного возраста мы будем:

  • изучать геометрические фигуры и их свойства;
  • находить общие признаки предметов, учиться сравнению;
  • осваивать числа и оперировать ими;
  • вникать в тайны чисел;
  • получать представление о пространственно-временных отношениях.

Занятия проводятся в игровой форме, так как игра для детей этих возрастов - основа их понимания и принятия нашего мира.

Музыка

Музыка – неотъемлемая часть нашей жизни, организованное движение энергии нашей души, поэтому требует глубокого понимания и вдумчивого исследования ее влияния на совершенствование человека. В лаборатории «Пифагорус» Музыка – одна из основополагающих дисциплин. Занятия открывают детям музыку как источник живительных звучаний, питающих сознание истиной красотой.

С детьми школьного возраста мы исследуем музыку с позиции науки, философии и искусства, а именно:

  • проводим эксперименты по воздействию музыки на наши мысли и внутренний мир;
  • анализируем звуковую картину современного мира и учимся определять степень полезности окружающих вибраций;
  • изучаем физическую сторону происхождения звука;
  • изучаем философскую сторону происхождения звука и музыки;
  • изучаем основы музыкального языка (ритм, гармонию, нотную грамоту и т.д.);
  • выявляем математические закономерности в музыке;
  • учимся овладению главным природным музыкальным инструментом – голосом;
  • учимся с помощью музыки совершенствовать свой характер;
  • системно изучаем великое музыкальное наследие.

Музыкальные занятия с дошкольниками в первую очередь закладывают основу развития синтетического качества – музыкальности. Накопленная музыкальность используется не только в прямой профессиональной области, но и в других проявлениях жизни: в движении, в поэтической речи, во взаимоотношениях с людьми, в восприимчивости и потребности настоящей красоты, в стремлении к совершенству и гармонии во всем. Высшей степенью развития музыкальности является способность «совершенно мыслить» и находить применение такому мышлению в многообразном творчестве.

На занятиях с дошкольниками мы:

  • открываем для себя значение музыки через сказки народов мира;
  • осваиваем навыки естественного дыхания, от которого зависит правильная речь и пение;
  • развиваем чувство ритма и гармонии;
  • получаем уроки искусства мышления через просмотр и разбор мудрых музыкальных мультфильмов;
  • занимаемся "гласотворчеством" - созданием красоты голосом;
  • проникаемся народной культурой – фольклором, духовной и академической музыкой;
  • знакомимся с музыкальными инструментами и их звучанием;
  • импровизируем на фортепиано;
  • развиваем образное мышление через погружение в гармоничную музыкальную среду;
  • путешествуем по эпохам, знакомясь с удивительными людьми – музыкантами, композиторами, исполнителями.

Искусство мышления

 На наших уроках мы постепенно овладеваем свободой мышления.

  • учимся рождать новые творческие идеи;
  • тренируемся раскрывать эти идеи с помощью разных форм выражения: в концентрированном слове или словосочетании; в рассказе или легенде, в поэтическом изложении;
  • познаем: « Что есть мысль?».

Постигая этику мышления, постепенно привыкаем к ответственности не только за наши действия, но и за наши мысли.

Планетоведение

В необычном названии дисциплины ПЛАНЕТОВЕДЕНИЕ присутствует существительное ПЛАНЕТА и глагол ВЕДАТЬ, что означает «ведать о планете».

- О какой планете идет речь?

- О Земле!

- Что значит ведать?

- ВЕДАТЬ – это знать, испытывать, чувствовать, ощущать, переживать,

распоряжаться и наблюдать за чем-либо.

С детьми младшего и школьного возраста мы будем:

  • изучать Землю как космическое тело, как наш космический дом, несущийся в беспредельности Вселенной;
  • изучать Землю, как мир, в котором мы живем, непостижимый и таинственный мир Жизни;
  • наблюдать за жизнью растений, животных, всех царств Природы и Человека – правителя планеты, правителя Биосферы, создателя Ноосферы (по В.И. Вернадскому ноосфера - высшее состояние Биофсеры, сфера осознанной и неосознанной мыследеятельности человека);
  • погружаться и исследовать мир природы, осознано чувствовать и проживать ее ритмы – смену дня и ночи, смену времен года, дыхания, настроений;
  • учиться ощущать жизнь повсюду и во всем, соединять свою жизнью с жизнью Земли, с жизнью планетарной и далее с жизнью космической.

Биосфера, Ноосфера и сам Человек будут рассматриваться как функционирующие по общим законам части единой системы - Вселенной. Познавая окружающий нас мир, наблюдая за Космосом, изучая общие для всех законы Жизни, дети будут познавать себя, свой внутренний мир, свое предназначение на планете Земля.

Астромузыка

На занятиях Астромузыки дети узнают о космических истоках музыки и ее многогранных проявлениях в мире и нашей жизни, будут постигать законы образования и развития Вселенной, определяя свое место и назначение в этой грандиозной структуре.

Занятия астрономией и музыкой открывают более широкий взгляд на окружающий мир и углубляют смысл существования. Позволяют увидеть что-то большее за той картинкой из иллюзорных ценностей, которую предлагает современное общество потребления. Уверен, что гармония музыки и красота космоса помогут детям привносить новое, прекрасное и более совершенное в жизнь.

Дети – творцы, поэтому для них так естественно добывать и закреплять новые знания в форме творческого эксперимента (или экспериментального творчества)".

Формула красоты

Цель данного предмета - пробудить в ребёнке стремление и умение творить – создавать Красоту с помощью освоения различных техник изобразительного искусства.

Очень важно развить в детях осознание того, что в любой работе необходимо воплощать прекрасную мысль, так как мысль важна не менее техники исполнения, а даже более. Мысль – основа любого творчества. Если взяться за карандаш, краски, глину без четкой и красивой мысли – не получится творить, получится – «вытворять».

Творчество в различных его проявлениях – основа самосовершенствования человека. Любовь - творящая сила, и Знание являются неотъемлемыми компонентами этого процесса, а Красота – его результат. И именно поэтому «Красота спасет мир»! «Осознание красоты спасет мир»! "Создание красоты спасет мир"! Что есть Идея? Что есть Мысль? Зачем творить? Что творить? Как творить? – На занятиях по программе «Формула красоты» ребенок найдет практические ответы на эти вопросы.

Экспериментальное творчество

В этой дисциплине мы объединили то, что поможет сделать процесс естественнонаучного познавания ребенка увлекательным, целостным и радостным. Элементы астрономии и естествознания, включающие в себя эксперименты и конструирование исследовательских приборов, изучение истории удивительных открытий в науке и искусстве будут находить свое отражение в детском творчестве через различные направления прикладного искусства (лепка, рисование, плетение и др.).

Слововедение

Дети часто интересуются, почему предметы и явления имеют именно такие названия. Слововедение - ключ к разгадке этой тайны. На уроках дошкольники познакомятся с происхождением и глубинными смыслами слов, музыкальным значением языка, узнают об алфавите как о целостной системе взаимосвязанных символов и о том, как язык отражает отдельного человека и целый народ.

Добротворчество

Эта дисциплина направлена на развитие умения работать с качествами своего сознания, развивая те из них, которые станут основой для формирования человека-творца, способного активно участвовать в совершенствовании нашего мира.

На уроках Добротворчества мы будем:

  • задавать и отвечать на вопросы: что такое воспитание и чем оно отличается от образования?;
  • рассматривать следующие категории: «сознание-душа-характер»;
  • определять полезные для мудрой жизни качества и находить пути их развития и укрепления;
  • выявлять отрицательные качества и побеждать их;
  • учиться анализировать качества своего характера;
  • находить отличия между альтруистическим и эгоистическим мировоззрением;
  • учиться успешно решать трудные жизненные задачи через применение фундаментальных законов Природы (соответственно возрасту).

Героический эпос народов, мудрость сказаний и легенд, поэтические и художественные сокровища человечества, несущие красоту, являются фундаментом занятий по Добротворчеству. На этой основе через игры и творческие задания дети смогут осмысливать рассматриваемую проблему с позиции собственного опыта, учиться обсуждать и анализировать качества характера героев сказок и притч с точки зрения космических законов и нравственных основ человечества. Полученное новое знание будет отражаться детьми в разнообразных творческих формах.